Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. д.63
(812) 234-24-33, 944-07-15
Программа раннего развития Программа основного курса Программа подготовки к школе Дополнительные занятия в творческих студиях Наши выпускники

Новости

24.05.2018
В 2018-19 учебном году в студии "Живулечка" будет организована группа с углубленным изучением английского языка. Набор в группу на конкурсной основе.
подробнее
все новости

Календарь событий

29.04.2015

26 апреля состоялся отчетный концерт студии дошкольного образования и эстетического воспитания «Живулечка». Он прошел в большом зале библиотеки им. А.С.Пушкина. А назвали мы его «Встреча с удивительным миром детства».


подробнее
26.12.2014
Среди множества разнообразных праздников, есть только один, который стоит особняком. Его всегда все ждут, и взрослые, и особенно дети. Новый год, сказочный, волшебный.
подробнее
все события

Проявление темпераментов в общении

Темперамент - фундаментальная характеристика человека, обусловлен врожденными особенностями свойств нервной системы, проявляется во всех сферах детской психической и физической активности.

Темперамент – от лат. - надлежащее соотношение черт.

Гален связывал темперамент человека с его особенностями обменных процессов ( соотношение 4-х видов жидкостей в человеке: кровь, желчь, черная желчь, слизь).

Павлов И.П. (1951) видел зависимость темперамента и свойств нервной системы. Выделил 3 основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из возможных комбинаций свойств Н.С. выделил 4 типа высшей нервной деятельности.

Стреляу (1982) дополнил еще двумя характеристиками 6 активность/реактивность и темп (подвижность, ритмичность реакций)

Сангвиник – сильный уравновешенный подвижный тип Н.С., склонен к положительным эмоциям, эмоциональной живости

Холерик – сильный неуравновешенный, преобладание возбуждения над торможением, склонен к реакции гнева и ярости, эмоциональной взрывчатости

Флегматик – сильный уравновешенный инертный, не реагирует бурно, но более склонен к положительным эмоциональным реакциям, эмоциональной медлительности

Меланхолик – слабый, склонен к реакции страха, эмоциональной чуткости

Ребенок-сангвиник характеризуется быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Высокая психическая активность проявляется и в живости ума, находчивости, стремлении к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события. Эмоции быстро возникают и быстро сменяются. Характерен быстрый переход от слез к радости и наоборот. Часто в хорошем настроении, поскольку легко переживает неудачи и просто не может долго находиться в тоске и печали. Это активный и шустрый ребенок, достаточно неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Характер легкий. Учеба дается легко: он быстро схватывает информацию, работоспособен, инициативен. Оборотная сторона: является легко отвлекаемым, рассеянным, несколько легкомысленным и «разбросанным». При неправильном воспитании может иметь поверхностность поступков, неоправданную поспешность и несосредоточенность.

Присуща уравновешенность процессов возбуждения и торможения, что обуславливает четкий ритм его жизни: легко засыпает и рано просыпается. Следует соблюдать режим и спокойный ритм его ежедневного образа жизни, чередовать игры и занятия. Сфера интересов ребенка очень широка (любит мультики с стремительным движением и ритмом, задает разнообразные вопросы).

Ребенок-сангвиник очень общителен. Круг его общения очень широк. У него много друзей, он часто становится лидером в группе. Однако привязанности его неглубоки, а уровень общения поверхностен. Может увлечь детей динамичной интересной игрой, но не стремится понять своих друзей. Проникнуться их чувствами. Зачастую сочувствие проявляется только на словах. Среди сангвиников не следует искать проблемных детей, так как они отличаются легким характером, они эмоционально устойчивы и уверены в себе. Рекомендации взрослым: взрослые должны уделять особое внимание организации их деятельности (и внешней, и внутренней). Нужно помочь дольше играть в одну игру, заниматься одним занятием, постепенно увеличивая время занятий и обязательно сохраняя доброжелательные отношения с ребенком. В занятиях чередовать активность с отдыхом, тогда периоды активности будут более длительными. В процесс занятий активировать воображение и фантазию, что тоже усилит сосредоточенность ребенка на занятии. Легко переключаются с занятия на занятие, но недостаточно усидчивы. Не любят исправлять ошибки, улучшать свои рисунки, убирать игрушки. Можно эти действия превратить в игру и этим подстегнуть интерес ребенка. Сангвиники необидчивы, любое дело начинают с надежды на успех и склонны видеть во всем светлые стороны. Замечания взрослых «пропускает мимо ушей». Легко с ребенком договориться.

Ребенок – флегматик уравновешен, осторожен, сдержан, спокоен. Эмоциональное состояние всегда ровное. Настойчив и упорен в своих стремлениях. Устойчив ко всякого рода житейским стрессам и неурядицам, маловозбудим, чувствительность его невысока. В движениях он небыстрый. Трудно приступить к какому-либо занятию, но, начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные игры и занятия. Аккуратен и педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает, консервативен в пристрастиях ( в том числе к определенной еде, вещам, игрушкам). Всему научается с опозданием. Ест медленно, с удовольствием и сосредоточенно, часто имеет лишний вес, поскольку непривередлив в еде.

В играх предпочитает соблюдение традиций и порядка. Нарушение правил порядка вызывает раздражение и иногда ярость. Любит тепло и ненавидит душевные волнения. Может подолгу сидеть один. Охотно и аккуратно выполняет порученные задания. В работе надежен, пунктуален.

На занятиях стоит несколько раз повторять информацию. Не нужно разнообразие подачи материала. Любит слушать одни и те же сказки, стихотворения, истории. При проверке усвоенного не следует торопить. Усваивает информацию медленно, но надежно, у него прочная память. Переключение с одного занятия на другое требует времени. Способен ко всему, что доступно путем повторения. « Зубрежка» часто основной прием усвоения знаний. Может отдать свое время на совершенствование своих навыков и улучшению своей деятельности.

Эти дети не очень общительны. Предпочитают общество одного постоянного друга, но могут обойтись без друзей. На внешние события реагируют неярко, живут в мире своих образов, мыслей, переживаний. С новыми людьми сходятся тяжело. В своих привязанностях флегматик холодноват. Не следует слишком докучать своей любовью, так как они несколько равнодушны. Взрослому стоит и самому быть несколько равнодушным. Так легче ребенок потянется к душевному теплу. Если в таком ребенке зародилась любовь, то он способен любить с верностью и привязанностью.

Среди этих детей встречаются проблемные. Хотя и не часто, поскольку они эмоционально устойчивы и спокойны. Нанесенную обиду – осознанную - будут помнить долго, и переживать ее. Длительность и устойчивость переживаний, в том числе и негативных, создает базу для мнительности и подозрительности.

Взрослым следует, зная «больное место», избегать раздражения этого источника обид. Нарушить душевное равновесие маленького флегматика трудно, но если это произошло, то в гневе он может быть непредсказуем и мстителен. В воспитании флегматика нужна разумность: не надо отправлять слишком рано спать, но и не давать залеживаться, а будить надо в одно и тоже время. Его нельзя нежить, он должен быть умыт холодной водой, одет не слишком тепло. Ему необходимы ежедневная зарядка и закалка, разумность в питании. В организации занятий следует учесть склонность флегматика к бездеятельности и неинициативность. Нельзя ему разрешать долго сидеть за столом, долго одеваться и находиться без дела. В играх и занятиях не должен быть предоставлен сам себе6 с ним надо заниматься, разговаривать, стараться заинтересовать его, ускорить темп игры, отвлечь его, если он задумался. Если нарочно «пошуметь» на него, то он лучше соображает. Воображение флегматика стоит постоянно оживлять специальными играми. Будить его мысль, тормошить его психическую активность постоянными занятиями с ним. С ребенком-флегматиком важна психологическая работа. Если с ним постоянно не заниматься, то они всему научаются с запозданием. Общаясь с таким ребенком, необходимо пробуждать его интересы и распространять на самые разные области жизни, расширять его кругозор.

Ребенок – меланхолик отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций, при слабом их внешнем выражении. Он склонен к мнительности и обидчивости. При неправильном воспитании у меланхоликов может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. Среди них самое большое число проблемных детей, поскольку их тип темперамента конституционально обуславливает возможность зарождения проблем эмоциональной природы.

Маленькие меланхолики кажутся пугливыми. Они не сразу входят в общую игру, но если входят, то всецело отдаются ей. Любят мечтать, фантазировать, очень хорошие актеры. В них много непонятного, таинственного, это исходит из богатства их внутреннего мира. Обычно они грустны, слишком рассудительны и часто ведут себя как взрослые. Они непривязчивы, отзывчивы на ласку, общительны и чистосердечны, но лишь с теми , кого они полюбят. С посторонними они скрытны, ранимы и обидчивы, по любому поводу «замыкаются» в себе, как устрицы.

Круг общения узок, связи немногочисленны, но глубоки и искренни. Такие дети кажутся замкнутыми и осторожными, неуверенными. Их мнительность может превратиться в подозрительность. С таким ребенком тоже нужно много заниматься. Но любовь и ласку стоит проявлять незаметно, поскольку заостренность таких детей на собственных переживаниях делает их эгоистам, они стремятся постоянно испытывать на себе заботу взрослых, быть в центре их внимания. Такого ребенка следует отвлекать от грустных мыслей, фиксировать его внимание на чем-то интересном и веселом, следить за возможностью появления детских страхов. Необходимо тщательно соблюдать режим дня, чередовать занятия и отдых, поскольку эти дети быстро устают. Маленькому меланхолику нужна постоянная опора в надежном любимом взрослом, которому они могли бы доверить все свои сомнения, и который умел бы их развеять. Стоит помнить, что из-за своих фантазий ребенок долго не может заснуть и ему полезно почитать спокойную сказку перед сном.

Такому ребенку требуется много душевной «пищи»: для него стоит выбирать волнующие сказки и истории, заставляющие его забыть о собственных проблемах. Для них очень полезны занятия с психологом по развитию эмоциональной сферы, а так же занятия физкультурой в плане развития выносливости (особенно ритмически- музыкальным способом).

Дети меланхолики проявляют интерес к сфере чувств и переживаний, и не только собственных. Они чувствительны к страданиям других и им полезно поручать заботу о младших и старых. Они ответственны и исполнительны, монотонная работа не утомляет их. В игре такие дети одиноки из-за страха предложить свое общество другим. Взрослым нужно тактично включить такого ребенка в игру других детей, помочь ему освоиться в детском коллективе и занять в нем свое место. Меланхоликов пугают неожиданности, поэтому перед началом любого действия их следует подготовить ко всему, что придется пережить. Учитывая неуверенность этих детей, в процессе общения и обучения полезно использовать разнообразные средства поощрения, но делать это к месту и тактично.

Ребенок – холерик нестабилен, активен, неспокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, амбициозен, склонен к резким сменам настроения, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным и гневливым. Движения его быстры и энергичны, речь громкая, частая и быстрая. Среди холериков часто встречаются проблемные дети, что объясняется эмоциональной неуравновешенностью данного типа темперамента. При неправильном воспитании вспыльчивость, нетерпеливость и возбудимость может приводить к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

Такие дети очень энергичны и активны, они всегда знают, чего хотят и как достичь желаемого. В занятиях не всегда внимательны. Особенно когда возбужденны. Возбуждение мешает им сосредоточиться и отвлекает от деятельности, в связи с чем учеба дается им не очень легко. Многое в их деятельности зависит от их воли. Многое могут добиться самостоятельно. Если осознают, что это им необходимо.

Ускоренный темп психической активности. На вопрос быстро дают первый подвернувшийся ответ и тут же начинают сами поправлять себя. Эти дети плохо переносят монотонную работу, условия и способы их деятельности нужно менять и оживлять эмоциональными впечатлениями. Активно включаются в новое дело и игру, но если дело неинтересно, то энтузиазм быстро иссякает. Работают без устали, быстро, энергично, если дело им интересно. Решения самостоятельны, но часто в них отсутствует момент обдумывания.

Ритм жизни своеобразен: рано встают, едят и спят немного, в еде непривередливы. Активность им необходима как средство отреагирования бурных эмоций. Нуждаются в достаточном пространстве, где они могли бы свободно двигаться. Прыгать, бегать, валяться. Холерик в тесной комнате невыносим.

Взрослым надо запастись терпением и самообладанием, так как эти дети часто впадают в буйство и любовь их агрессивна. Главное противопоставить гневу спокойствие и хладнокровие. Бурную активность направлять на полезные цели – конкретную помощь кому-то. Полезно давать задания, превышающие его силы и возможности, чтобы он понял, что он не такой всемогущий, каким себя ощущает. Необходимо развивать в таких детях альтруизм, чувство справедливости, внимание к чувствам других. Хорошо действуют рассказы о героических поступках. Родители и педагоги должны сохранять спокойствие во время приступов гнева холерика. Лучше обсуждать происшедшее, когда он успокоится. Развивать самоконтроль ребенка, но помнить, что он рад бы держать себя в руках, но не может этого без помощи взрослых. Относиться к такому ребенку следует тактично и понимающе, он не выносит грубых насмешек и шуток, рассердить его легко. С возрастом вспышки гнева сглаживаются. Развивая, обучать приемам саморегуляции. В спокойном состоянии дети-холерики мечтательны, созданные ими образы воображения глубоки, разнообразны и служат хорошим средством отреагирования отрицательных эмоций.

Совершенствование навыков общения у детей

Сангвиников обучать умению слушать других и самим выражать свои мысли и идеи четко, ясно, не перебивая других. Учить учитывать желания и потребности сверстников.

Флегматикам нужно активировать внимание, развивать умение поддерживать общую беседу, используя их сильную сторону – фантазирование сказки. Нужно стимулирование эмоций (можно мимической гимнастикой). Учить неравнодушию к критике и учету ее в своих действиях.

Холерикам развивать самоконтроль, альтруизм, справедливость, внимание к чувствам других. Учить решать часто возникающие конфликты с помощью мирного, эффективного способа. Развивать способность к адекватной (незавышенной) самооценке. Их хорошо развивают танцевальные, двигательные занятия.

Меланхоликов учить формированию позитивной жизненной установки и оптимистического склада мироощущения через концентрацию на добром и радостном, что нас окружает. Повышать самооценку и уверенность в себе.

Темперамент первозданно проявляется у детей; у взрослых – в стрессовой ситуации, и ситуации, в которой нет опыта; в привлекательной ситуации, благоприятной для проявления индивидуального стиля поведения и деятельности.

Комментарии


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Представьтесь пожалуйста:





Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, Вы можете зарегистрироваться. Это не займет много времени.

Если при авторизации возникли проблемы, проверьте раскладку клавиатуры, не нажата ли клавиша «Caps Lock» и попробуйте ввести логин и пароль еще раз.
Если Вы забыли пароль, Вы можете воспользоваться сервисом восстановления пароля.